НЕЙРОДИАГНОСТИКА



Исследованием психических процессов при помощи набора специальных проб для определения квалификации и количественной характеристики состояния (нарушений) ВПФ (высших психических функций), а также установления связи обнаруженных дефектов (особенностей) с патологией или функциональным состоянием конкретных отделов мозга, возможно с индивидуальными морфо-функциональными особенностями состояния всего мозга занимается нейропсихологическая диагностика.

С её помощью определяется наличие:

а) целостного синдрома нарушений ВПФ, который обусловлен особым состоянием или поломкой одного из факторов мозга, а может - сразу нескольких;

б) особенностей энергетических регуляторных, операциональных составляющих психических процессов и их различных реализационных уровней;

в) преимущественной латерализации процесса патологии;

г) поврежденных и сохранных звеньев функций психики;

д) различных нарушений одной и той же психической функции при пораженных разных мозговых участках.

Можно сказать, что нейродиагностика позволяет понять работу детского мозга по считыванию и обработке информации, функционирование правого и левого полушарий, а также связь между ними; соответствие этих показателей возрастным нормам и возможность обеспечения сложившихся на конкретный момент мозговых связей в итоге того, что хочется увидеть у пациента в вопросах состояния здоровья, эмоций, поведения и обучения.

При данной диагностике должны присутствовать родители, её продолжительность может быть равна 80 минутам или чуть дольше, что зависит от возраста и выявляемой проблемы обследуемого ребенка.

Нейропсихологическим обследованием охватывается следующее:

- проведение беседы с родителями в начале приема, включающей запрос и сбор анамнеза, знакомство с медицинской картой и выписками специалистов, осматривавших ребенка ранее;

- диагностирование состояния ВПФ;

- подробное разъяснение результатов диагностики родителям, переведение "запроса" на язык нейропсихологии, то есть объяснение мозговых причин, вызвавших у ребенка трудности, а также возможностей их преодоления, ответы на вопросы родителей;

- рекомендации для родителей по ведению ребенка, в которых учитываются выявленные показатели;

- выдача направления к определенным специалистам в детский нейропсихологический центр при наличии необходимости;

- подробное фиксирование в специальных диагностических протоколах результатов обследования. Обычно к ним возвращаются для сравнения результатов после проведения коррекции. Данные протоколы должны храниться на протяжении определенного времени.

Нынешние дети, приходящие на нейропсиходиагностику, имеют общую моторную неловкость, задержку формирования мелкой моторики рук, нередко стертую дизартрию, сверхподвижность (даже СДВГ). При беге такие детки часто падают, врезаясь в любые предметы. Занимаясь письмом или рисованием, они приводят в движение язык, ноги или всё тело, "ёрзая" на стуле, то есть у них наличествуют патологические содружественные движения. При этом родители часто жалуются на отсутствие памяти и внимания, на полную расторможенность ребенка или его заторможенность.

У ребенка серьезные трудности могут быть с запоминанием "право - лево", он не любит рисовать, а именно - срисовывать. У школьника кроме этого могут быть проблемы с письмом: "зеркальное" написание букв, допускание "глупых" ошибок, пропуск букв; очень плохой почерк с буквами разного размера, с "прыгающими" строчками, с грязью в тетради. Причем почерк, как и успеваемость, может то улучшаться, то ухудшаться - по синусоидальному типу. Память также может быть временами очень хорошей, а то совсем плохой: в нужное время никак не вспоминается то, что надо, или же всплывает в совсем неподходящий момент...

Обычно детский нейропсихолог в Ростове-на-Дону, например, охотно объясняет родителям и учителям, что закономерные процессы индивидуального развития тесно связаны с особенностями обучения и поведения ребенка. Он четко объясняет, например, как позднее поднесение к груди или недолгое кормление ею, гипертонус малыша или же начало хождения без периода ползания оказало влияние на его сегодняшнюю речь, чтение и письмо; каким образом обнаруженные дефекты вызывают поведенческую и учебную несостоятельность.

Этот же доктор рекомендует обратить внимание, если у ребенка:

1) была родовая травма;

2) имелась травма головы;

3) был общий наркоз;

4) не было ползания или было краткосрочное;

5) имелись частые заболевания, прием антибиотиков;

6) в наличии пониженный или повышенный тонус;

7) было рождение через кесарево сечение;

8) есть в анамнезе ММД, ПЭП, ЗПР, СДВГ.

А в настоящее время у него:

- излишняя активность или медлительность;

- плохое усвоение учебного материала;

- замедленное понимание и откликание;

- движение ногами и языком при рисовании и письме;

- частая отвлекаемость и невнимательность;

- плаксивость, быстрая утомляемость;

- проблемы с памятью;

- замена и пропуски букв, их "зеркальное" написание;

- трудности с копированием рисунка или описанием картинки;

- невысиживание на одном месте свыше четверти часа;

- леворукое рисование и письмо.

В таком случае следует обратиться за помощью к нейродиагностике, которая устанавливает причины возникновения у ребенка этих нарушений и способы их устранения, естественно, не без помощи родителей.

Другие статьи по теме

Дошкольник

Уже давным-давно доказано, что полноценное развитие ребёнка дошкольного возраста, приносит гораздо больше плодов в качестве морали, нежели последующее обучение в школе. Именно в возрасте от 3 до 6(7) лет дети воспринимают и впитывают всю информацию, которая...

Умственная отсталость

Считается, что умственная отсталость никак не является психической болезнью. Это специфическое состояние, интеллектуального развития ребенка. Интеллектуально малоразвитый малыш имеет возможность быть развитым, но только в пределах своих био ...

Какими цветами рисует ваш ребенок?

Символическое значение цвету придавалось еще с древних времен. Благодаря методике "Цветные дети" можно спрогнозировать каким вырастет ваш малыш, по цветам можно определить характер ребенка, эмоциональный климат в семье, реакцию на жизненные...

Психология в притчах

Вопреки расхожему мнению, мифы и притчи – далеко не детские истории. Это жизненные рассказы, которые несут в себе мудрость поколений и могут многому научить и взрослых. Сказание о слоне и слепых. Был когда-то город, все жители которого были...

Комментарии

Добавить комментарий

Информация
Комментировать статьи на нашем сайте возможно только в течении 1 дней со дня публикации.