Индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся - это важная составная часть методики учебно-воспитательной работы учителя. Чтобы обеспечить высококачественное усвоения каждым учеником основ наук в школе следует следить за процессом его обучения, выявить трудности, возникающие у отдельных учеников и помогать им эти трудности устранять. Нельзя успешно проводить обучение в любом классе, ориентируясь на некоего абстрактного «среднего», обезличенного ученика. Каждый ученик в классе представляет собой подрастающую личность с ее индивидуальными особенностями, и это нельзя игнорировать в методике и технике повседневной работы. Индивидуальное своеобразие личности каждого ученика не дано в готовой форме, не является постоянным.
Оно формулируется в процессе воспитания, в самой школьной работе. Тем более надо учителю ее знать, выявить индивидуальные особенности каждого своего ученика, чтобы должным направлять формирование подрастающей личности. Для правильного освещения вопроса об индивидуализации и дифференциации учебно-воспитательного процесса требуется правильное понимание природы индивидуальных особенностей детей. Эти особенности не являются врожденными, неизменными, они формируются в процессе развития психики каждого ребенка, осуществляется всегда в конкретных условиях обучения и воспитания. В процессе воспитания у детей в семье, детском саду, школе составляются индивидуальные особенности их интеллекта, эмоций, воли и характера.
Для беременных женщин и молодых мам это будет полезно знать, так как возрастные, а значит, и индивидуальные особенности психики детей является во многом результатом их предварительного обучения и воспитания. В частности, целый ряд негативных индивидуальных особенностей, с которыми педагоги нередко приходится сталкиваться у старшеклассников, часто порождаются недостатками предыдущей школьной работы, отсутствием дифференцированного подхода к учащимся со стороны определенного учителя. Учитель часто ищет корни этих негативных черт в "природе ребенка", вместо того, чтобы искать их в методике своей учебно-воспитательной работы. Задание индивидуального подхода к учащимся в учебной работе не сводится только к тому, чтобы "приспособить обучение к индивидуальным особенностям учащихся" в каждом классе.
Это только одна их сторона. Вторая сторона не менее важна и заключается в том, чтобы влиять на формирование индивидуальных особенностей учащихся, соответственно их направлять, обеспечивать максимальное развитие склонностей, способностей, талантов каждого, устранять негативные индивидуальные черты, если такие начинают проявляться в отдельных учащихся. Индивидуальный подход предполагает построение всей системы воспитания с учетом физических и духовных своеобразий личности каждого ребенка, обусловленные некоторыми врожденными различиями (тип высшей нервной деятельности и т.д.) или теми, которые возникают вследствие специфических условий жизни ребенка и особенностей его воспитания и обучения.